Книга члена-корреспондента Российской академии наук, профессора В.В. Миронова включает избранные статьи и интервью последних лет, в которых затрагиваются вопросы специфики философского знания, понимания философии в целом и метафизики как ее смыслового ядра. Проводится философский анализ процессов, происходящих в современной культуре и языке, связанных с процессами глобализации и цифровизации. Ряд статей посвящен истории марксизма в России, проблеме взаимоотношения философии и власти (случай М. Хайдеггера), статусу религии в современном обществе и ее отношению к философии, размышлениям о процессах, происходящих в современном образовании и науке.
Книга предназначена для философов, культурологов, всех интересующихся проблемами современной культуры и философии.
В книгу вошли следующие статьи, эссе и интервью:
В.А. Садовничий. Размышления о книге «Метафизика не умирает».
А.А. Гусейнов. Метафизика не умирает (предисловие к одноименному сборнику трудов В. В. Миронова).
Метафизика не умирает (Хайдеггер и его защита метафизики)
Предметное самоопределение метафизики
Платон и современная пещера big-data
Тоска по истинному бытию в дигитальной культуре
Философия и Слово (еще раз о специфике философии)
Философия как смысловая интерпретация
Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии
Трансформация экономики, политики и права в условиях глобализации
Добродетельный террор, или Кто определяет границы свободы слова (размышляя над книгами Тило Саррацина)
Философ и общественная позиция
Взаимоотношение философии и религии как вопрос метафизики
Нельзя приобщиться к культуре без насилия
Маркс и Россия: сложности взаимного восприятия
Философ и власть: случай Хайдеггера
Ein Knabe, der träumt, или Опьянение властью
О роли философии в обществе: уроки Карла Маркса
О месте философа, Русской идее и культурном пространстве
Европа ли Россия? Беседа о Николае Данилевском и главном труде его жизни
Об особенностях философской рефлексии и смысловом пространстве философии
Наукометрия как разновидность безумия
Противоречивость реформ российского образования
Честный разговор об итогах реформы образования
Погоня за Хиршем: кто остается за бортом преподавания
От первого лица: философ. Какова роль философа в современном мире?
Университетское образование: консерватизм или инновации
«В основе философии всегда лежит свободное мышление»
Интервью, беседы
Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации
СПб.: СПбГУП Санкт-Петербург, 2019
Лекции члена-корреспондента Российской академии наук, декана философского факультета и заведующего кафедрой онтологии и теории познания МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора философских наук, профессора В. В. Миронова, прочитанные в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов 9–10 ноября 2018 года, посвящены проблемам трансформации культуры в современном мире. В первой лекции «Локальный характер классической культуры» рассматривается классическая модель культуры и детально анализируется влияние на нее современных технологий. Во второй лекции «Трансформация современной культуры: от диалога к монологу?» особое внимание уделено последствиям деформации культуры в результате применения новых технологических средств и распространения виртуальных медиа и Интернета. Адресовано преподавателям, студентам, аспирантам гуманитарных вузов, а также широкому кругу читателей.
Факультет неслучайных людей
М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017.
Книга, изданная к 75-летию воссоздания философского факультета в структуре Московского университета, включает интервью декана факультета, профессора, доктора философских наук, члена-корреспондента РАН Владимира Васильевича Миронова ведущим российским СМИ в 2015-2016 гг.
Единство разнообразия. Разнообразие единства
Сборник интервью М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2015
Книга, изданная ко дню рождения известного российского философа, декана философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессора, доктора философских наук, члена-корреспондента РАН Владимира Васильевича Миронова, включает его интервью ведущим российским СМИ с 2006 по 2014 год.
Философия и метаморфозы культуры
М.: Современные тетради, 2005
Культура не стоит на месте, и представление о ней как динамической модели предполагает, что при относительной устойчивости ее элементов изменения традиционных ценностей неизбежны. Стоя на жесткой позиции признания только традиционной, локально-стационарной культуры, мы заведомо закрываем путь для исследования механизма приращения ее ценностей, что неизбежно заставит нас на каком-то историческом этапе поставить вопрос о ее гибели. Человечество уходит от одних традиций и вырабатывает новые. Так же, как оно меняет одежду и привычки, ритуалы и формы общения, оно меняет формы коммуникации. Приращение культурных ценностей должно опираться на традиции для сохранения культурного смысла ценностей. Но в то же время приращение культурных ценностей всегда осуществляется через критику традиций и отбрасывание некоторых старых ценностей. Следовательно, одним из центральных вопросов при решении указанных проблем является вопрос культурного статуса новообразованных ценностей в сегодняшней очень динамичной ситуации и, напротив, выделение "псевдокультурных" или "внекультурных" компонентов современной культуре.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Материал изложен по основным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программами и планами семинарских занятий по основному курсу философии. Учебник написан в популярной форме, доступной каждому, кто приступает к изучению философии, и может быть использован как для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, так и для самостоятельного изучения философии всеми интересующимися ею.
Философия
Учебник для вузов М.: Норма, 2020
Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные вопросы философии рассматриваются в нем с позиций плюрализма, многообразия их интерпретации и обоснования. Структура учебника максимально приближена к курсу философии, читаемому в большинстве вузов. Еще одна отличительная его черта — то, что авторы стремились учесть требования, вытекающие из присоединения России к Болонскому протоколу, нацеленному на введение единых стандартов образования в международном сообществе. Большое внимание в книге уделено осмыслению места и роли философии в современном мире, непреходящего значения ее как важнейшего элемента духовной жизни общества. Философские проблемы анализируются в тесной связи с религией, правовым сознанием, идеологией, другими формами духовно-ценностного освоения действительности. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.
Университетские лекции по метафизике
(соавт. А.В. Иванов) М.: «Современные тетради», 2004
Предлагаемая читателю книга является действительным курсом лекций, которые многие годы читались и продолжают читаться на философском факультете Московского государственного университета нм М.В. Ломоносова. Философия плохо состыкуется с жанром любого учебника, даже если ставится сугубо прагматическая задача — дать человеку самые общие представления о проблемах и методах философии. Смысловое пространство этой важнейшей сферы духовной культуры человечества находится вне потока историческою времени, а потому действительное его освоение подразумевает включение человека в непрерывный творческий диалог мыслителей друг с другом — и тех, кто жил 2500 лет назад, и тех, кто творит сегодня. Поэтому авторы, декан философского факультета МГУ Миронов В.В. и профессор с Алтая Иванов А.В., в той мере, в какой это возможно, постарались сохранить живой — открытый и творческий — дух философии. В наибольшей степени это возможно именно в жанре университетских лекций, которые представлены вниманию читателя.
Онтология и теория познания
Учебник М.: Гардарики, 2005
В учебнике обстоятельно и с учетом современных научных знаний излагается понимание специфики философии как системы наиболее общих, предельных закономерностей, определяющих взаимоотношения Человека и Мира. Авторы, следуя учебному стандарту, вьщеляют и всесторонне освещают две структурные составляющие философии — онтологию и гносеологию (теория познания). Онтология рассматривается в качестве предметного уровня метафизики, выявляющей всеобщие характеристики бытия как такового в его конкретных разновидностях — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Гносеология излагается с Позиции взаимоотношений человека и бытия (мира) в познавательной ситуации, причем в качестве объекта познания бытие может включать и человека как часть мира. Вместе с тем в учебнике проводится и аксиологический подход к философии, сочетающий представления о бытии и познании с личностными и общественными ценностями. Учебник предназначен для аспирантов и студентов философских факультетов, а также может быть использован изучающими философию и в вузах негуманитарного профиля.
Философия: гносеология и аксиология
Учебник (соавт. А.В. Иванов) М.: Инфра-М, 2016
Учебник по теоретической философии представляет собой переработанные лекции, которые авторы читали для студентов философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Во второй книге, в которую входят разделы «Гносеология» и «Аксиология», излагаются фундаментальные проблемы теории познания и философской теории ценностей.
Для подготовки профессиональных философов, проходящих обучение по бакалаврским, магистерским и аспирантским университетским программам, тех, кто изучает философию как отдельную дисциплину в системе высшего образования нашей страны, а также для всех, кто задумывается над вечными проблемами человеческого бытия.
ФИЛОСОФИЯ
Учебник для вузов М.: Проспект
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Материал изложен по основным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программами и планами семинарских занятий по основному курсу философии. Учебник написан в популярной форме, доступной каждому, кто приступает к изучению философии.
Философия
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Материал по основным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программам и планам семинарских занятий по основному курсу философии.
Учебник написан в популярной форме, доступной каждому, кто приступает к изучению философии и может быть использован как для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, так и для самостоятельного изучения философии всеми ею интересующимися.
В написании отдельных глав принимал участие П.В.Алексеев.
Принципы принятия управленческих решений в системе федеральных органов исполнительной власти
Учебно-методическое пособие (соавт. А.Т. Зуб) М.: Современные тетради, 2003
В учебно-методическом пособии рассматриваются основные подходы и принципы принятия решений в организациях государственного управления, некоммерческих и коммерческих организациях. Представлены методы принятия решений, рассматриваемые как с позиций экономической эффективности, так и с социологической и психологической точек зрения. Процесс принятия решений анализируется как в контексте управленческой деятельности лидера организации, так и в контексте структуры организации и ее культуры. Значительное место в учебно-методическом пособии отводится рассмотрению практических методов и конкретных рекомендаций, призванных повысить качество принимаемых решений в организациях государственного управления. Пособие снабжено разделом, содержащим большое количество конкретных ситуаций для анализа и развития практики принятия управленческих решений.